Длинный
скучный
рассказ про
мой первый семестр
в Swinburne University of Technology.
Как
вообще я
попал в
университет
на старости
лет? Ну,
во-первых я
работал на
складе и чувствовал,
что если
ситуация с
работой для меня
не
исправится
через
короткое
время, то я
начну терять
квалификацию.
Во-вторых, в
газете, где
публикуют
объявления о
работе в IT,
также
публикуют
рекламу
различных
образовательных
учреждений в
этой сфере.
Ну и в-третьих,
в той
рекламе, на
которую я
обратил внимание,
было
специально
указано, что
с этого года
оплачивать Postgraduate курсы можно
используя
схему
государственного
кредитования.
Схема очень
удобная сразу
платить
ничего не
нужно, кредит
беспроцентный,
а выплаты по
кредиту
будут автоматически
вычитаться у
тебя из
заработной платы
(при условии,
что она
превышает
некий
минимум, около
$23 тыс. в год).
Так что для
начала я
решил сходить
на Information Evening.
Там
рассказывали,
конечно, про
университет
какой он
хороший и про
обилие
программ обучения.
Меня
интересовали
Postgraduate программы,
по окончании
которых
присваивается
Masters Degree.
Такая
программа
выглядит
следующим
образом:
условие для
поступления
Bachelors Degree
или его
эквивалент,
срок
обучения
один год на
дневной, или full-time,
форме
обучения и
два года на
вечерней, или
part-time. Более
конкретно
это означает,
что программа
состоит из 8
предметов и
будет 4
семестра (мне
нужна
вечерняя
форма
обучения), в
течение
каждого
семестра
берется 2
предмета. Каждый
предмет
преподается
один раз в
неделю, 4 часа.
То есть
загрузка
составляет 8
часов в
неделю. В
принципе, можно
брать и
больше и
меньше двух
предметов в семестр.
Предметы
нужно
выбирать из
списка,
причем
несколько
(скажем, 3)
нужно
выбирать из
небольшого
списка
обязательных
предметов,
т.н. core knowledge, а остальные
из гораздо
более
обширного
списка
предметов по
выбору.
Подать
документы не
просто, а
очень просто
нужно
заполнить
форму, приложить
свой диплом,
а также
свидетельство
того, что он
не ниже
австралийского
Bachelors Degree
в случае,
если диплом
получен не в
Австралии, а
также
приложить
свое резюме. Все
это я послал
по почте и
через
некоторое время
получил
ответ, в
котором меня
уведомили,
что оин рады
предложить
мне место.
Также они
прислали
форму-заявку
на
предоставление
кредита и еще
мне нужно
было внести депозит
в размере $200,
который
впоследствии
будет
засчитан как
часть оплаты
образования.
Вообще,
депозиты
здесь очень
популярны
это как бы
залог того,
что ты не
откажешься
от сделки, а
если
откажешься
то твой депозит
будет
компенсацией
за это.
Например,
когда ты
выбрал
машину и
поехал в банк
за чеком, с
тебя
попросят
депозит. Если
ты передумал,
то депозит
компенсирует
продавцу то,
что в течение
оговоренного
времени эта машина
считалась
проданной и,
возможно, он
упустил
другого
потенциального
покупателя.
Вот с
университетом
также. Да,
общая стоимость
курса
составляет $8800
по 1100 за
предмет.
Еще
мне нужно
было выбрать
предметы,
которые я
хочу изучать
и списаться с
так называемым
Program Manager
он должен был
на это дело
посмотреть и
одобрить,
либо порекомендовать
мне другие
варианты,
если мой
выбор
покажется
ему странным
или непоследовательным.
Не показался.
Собственно,
после этого
можно было
приступать к
учебе. Начало
семестра
было 25 февраля,
если не
ошибаюсь.
Занятия
проходят с 17.30
до 21.30, первые
два часа
лекция,
вторые
практическое
или
лабораторное
занятие.
Отдельно
нужно
рассказать о
системе, по
которой
выставляется
оценка за
предмет. Это делается
довольно
сложным
образом. Как
правило, она
складывается
из оценок за
несколько
работ (assignments),
которые
выполняются
в течение
семестра, плюс
оценки за
итоговый
экзамен.
Например, в семестре
нужно
выполнить
две работы,
первая
приносит 20%
итоговой
оценки,
вторая 30% и итоговый
экзамен
приносит еще
50%. Конечно,
факт выполнения
работы не
означает, что
за нее будет
поставлено 20%.
Недостаточно
хорошая
работа будет
оценена,
скажем, в 10 или
15%. Может быть и
еще сложнее.
Скажем,
внутри одной
большой
работы может
отдельно
оцениваться
дизайн
проекта
например, 40%
оценки за всю
работу, и
отдельно написание
кода,
остальные 60%.
Как
правило, для
того чтобы
сдать
предмет, нужно
получить
итоговую
оценку не
менее 50%, что в
общем-то
немного. Для
того, чтобы
хорошо
выполненные
работы в
течение
семестра не
приводили к
сдаче
«автоматом»,
добавляется
еще одно
условие
итоговый
экзамен тоже
должен быть
сдан не
менее, чем на 50%.
Задания
бывают
групповые и
индивидуальные.
Это не играет
никакой роли
при выставлении
оценки,
просто
большое
задание
дается одно
на несколько
человек, а
небольшое
индивидуально.
Для сдачи
задания
устанавливается
крайний срок
due date.
Работы
сдаются в
конвертах в
специальный ящик,
по типу
почтового. Он
опустошается
ежедневно в 8.30
утра, поэтому
крайний срок
обычно
устанавливается
как
«понедельник,
Х марта, 8.30». За
каждый
просроченный
день
полагаются
штрафные
санкции, если
преподаватель
предварительно
не дал добро
на отсрочку.
Лекционный
процесс
отличается
от привычного
мне «лектор
диктует и
пишет на
доске, студент
конспектирует».
Здесь лектор
обычно
приходит с
ноутбуком
или с набором
слайдов для
проектора, а
проектор уже
есть в каждой
аудитории.
Поэтому на
доске ничего
не пишется, а
только
демонстрируются
слайды,
которые и
представляют
собой конспект
лекции, в
сопровождении
пояснений
лектора. Эти
же слайды в
распечатанном
на бумаге
виде
выдаются
каждому
перед
лекцией, либо
выкладываются
на сайт в
соответствующее
место, откуда
их можно
скачать и
распечатать.
Так что
процесс
конспектирования
практически
мертв и
механическая
память несколько
страдает.
Впрочем,
желающие
могут
конспектировать
настолько
подробно,
насколько это
им нужно. В
остальном
процесс
обучения, пожалуй,
не содержит
ничего
необычного.
Отличается
и
экзаменационная
система. В России
наиболее
распространенная
форма экзамена
сдача
непосредственно
преподавателю,
который
читал курс
лекций или
его
ассистенту.
При этом
оценка
выставляется
на месте.
Здесь же,
похоже,
наиболее
распространен
экзамен письменный,
причем
преподаватель,
как правило,
не
присутствует
незачем.
Оценка же выставляется
только по
окончании
всей сессии,
т.е. все
узнают свои
оценки в один
день, с сайта
университета.
Процедура
сдачи
экзамена
очень
строгая. В аудитории
заранее
расставлены
парты индивидуальные,
т.е. рядом
никто не
будет сидеть.
Они помечены
номерами, а
на входе
висит список,
в котором каждому
студенту
присвоен
номер. Так
что выбирать
место нельзя.
Вещи нужно
оставить у входа.
После того,
как все
разместились,
слово берет
сотрудник,
отвечающий
за экзамен.
Он громко и
внятно
рассказывает,
что на стол нужно
положить
свой
студенческий
билет, а если
у кого есть
при себе
мобильные
телефоны, то
их нужно
выключить и
положить под
свой стул (!)
вместе с
бумажником.
Всякого рода
общение
между
экзаменуемыми
запрещено, включая
жесты. Первые
15 минут
писать
ничего нельзя,
можно только
читать
вопросы, на которые
нужно будет
ответить.
Затем нужно заполнить
форму с
личными
данными и
расписаться.
Тот самый
сотрудник
позже
пройдет вдоль
рядов и
соберет эти
формы, сверяя
подпись в
форме с
подписью в
студенческом
билете. Ну и
затем уже
можно
приступать к
ответам на
вопросы
экзамена.
Вот
такие
примерно
впечатления
остались у
меня после
первого
семестра.