Длинный скучный рассказ про мой первый семестр в Swinburne University of Technology.

Как вообще я попал в университет на старости лет? Ну, во-первых я работал на складе и чувствовал, что если ситуация с работой для меня не исправится через короткое время, то я начну терять квалификацию. Во-вторых, в газете, где публикуют объявления о работе в IT, также публикуют рекламу различных образовательных учреждений в этой сфере. Ну и в-третьих, в той рекламе, на которую я обратил внимание, было специально указано, что с этого года оплачивать Postgraduate курсы можно используя схему государственного кредитования. Схема очень удобная – сразу платить ничего не нужно, кредит беспроцентный, а выплаты по кредиту будут автоматически вычитаться у тебя из заработной платы (при условии, что она превышает некий минимум, около $23 тыс. в год). Так что для начала я решил сходить на Information Evening. Там рассказывали, конечно, про университет – какой он хороший и про обилие программ обучения. Меня интересовали Postgraduate программы, по окончании которых присваивается Master’s Degree. Такая программа выглядит следующим образом: условие для поступления – Bachelor’s Degree или его эквивалент, срок обучения – один год на дневной, или full-time, форме обучения и два года на вечерней, или part-time. Более конкретно это означает, что программа состоит из 8 предметов и будет 4 семестра (мне нужна вечерняя форма обучения), в течение каждого семестра берется 2 предмета. Каждый предмет преподается один раз в неделю, 4 часа. То есть загрузка составляет 8 часов в неделю. В принципе, можно брать и больше и меньше двух предметов в семестр. Предметы нужно выбирать из списка, причем несколько (скажем, 3) нужно выбирать из небольшого списка обязательных предметов, т.н. core knowledge, а остальные – из гораздо более обширного списка предметов по выбору. Подать документы не просто, а очень просто – нужно заполнить форму, приложить свой диплом, а также свидетельство того, что он не ниже австралийского Bachelor’s Degree в случае, если диплом получен не в Австралии, а также приложить свое резюме. Все это я послал по почте и через некоторое время получил ответ, в котором меня уведомили, что оин рады предложить мне место. Также они прислали форму-заявку на предоставление кредита и еще мне нужно было внести депозит в размере $200, который впоследствии будет засчитан как часть оплаты образования. Вообще, депозиты здесь очень популярны – это как бы залог того, что ты не откажешься от сделки, а если откажешься – то твой депозит будет компенсацией за это. Например, когда ты выбрал машину и поехал в банк за чеком, с тебя попросят депозит. Если ты передумал, то депозит компенсирует продавцу то, что в течение оговоренного времени эта машина считалась проданной и, возможно, он упустил другого потенциального покупателя. Вот с университетом также. Да, общая стоимость курса составляет $8800 – по 1100 за предмет.

Еще мне нужно было выбрать предметы, которые я хочу изучать и списаться с так называемым Program Manager – он должен был на это дело посмотреть и одобрить, либо порекомендовать мне другие варианты, если мой выбор покажется ему странным или непоследовательным. Не показался.

Собственно, после этого можно было приступать к учебе. Начало семестра было 25 февраля, если не ошибаюсь. Занятия проходят с 17.30 до 21.30, первые два часа лекция, вторые – практическое или лабораторное занятие.

Отдельно нужно рассказать о системе, по которой выставляется оценка за предмет. Это делается довольно сложным образом. Как правило, она складывается из оценок за несколько работ (assignments), которые выполняются в течение семестра, плюс оценки за итоговый экзамен. Например, в семестре нужно выполнить две работы, первая приносит 20% итоговой оценки, вторая 30% и итоговый экзамен приносит еще 50%. Конечно, факт выполнения работы не означает, что за нее будет поставлено 20%. Недостаточно хорошая работа будет оценена, скажем, в 10 или 15%. Может быть и еще сложнее. Скажем, внутри одной большой работы может отдельно оцениваться дизайн проекта – например, 40% оценки за всю работу, и отдельно – написание кода, остальные 60%.

Как правило, для того чтобы сдать предмет, нужно получить итоговую оценку не менее 50%, что в общем-то немного. Для того, чтобы хорошо выполненные работы в течение семестра не приводили к сдаче «автоматом», добавляется еще одно условие – итоговый экзамен тоже должен быть сдан не менее, чем на 50%.

Задания бывают групповые и индивидуальные. Это не играет никакой роли при выставлении оценки, просто большое задание дается одно на несколько человек, а небольшое – индивидуально. Для сдачи задания устанавливается крайний срок – due date. Работы сдаются в конвертах в специальный ящик, по типу почтового. Он опустошается ежедневно в 8.30 утра, поэтому крайний срок обычно устанавливается как «понедельник, Х марта, 8.30». За каждый просроченный день полагаются штрафные санкции, если преподаватель предварительно не дал добро на отсрочку.

Лекционный процесс отличается от привычного мне – «лектор диктует и пишет на доске, студент конспектирует». Здесь лектор обычно приходит с ноутбуком или с набором слайдов для проектора, а проектор уже есть в каждой аудитории. Поэтому на доске ничего не пишется, а только демонстрируются слайды, которые и представляют собой конспект лекции, в сопровождении пояснений лектора. Эти же слайды в распечатанном на бумаге виде выдаются каждому перед лекцией, либо выкладываются на сайт в соответствующее место, откуда их можно скачать и распечатать. Так что процесс конспектирования практически мертв и механическая память несколько страдает. Впрочем, желающие могут конспектировать настолько подробно, насколько это им нужно. В остальном процесс обучения, пожалуй, не содержит ничего необычного.

Отличается и экзаменационная система. В России наиболее распространенная форма экзамена – сдача непосредственно преподавателю, который читал курс лекций или его ассистенту. При этом оценка выставляется на месте. Здесь же, похоже, наиболее распространен экзамен письменный, причем преподаватель, как правило, не присутствует – незачем. Оценка же выставляется только по окончании всей сессии, т.е. все узнают свои оценки в один день, с сайта университета.

Процедура сдачи экзамена очень строгая. В аудитории заранее расставлены парты – индивидуальные, т.е. рядом никто не будет сидеть. Они помечены номерами, а на входе висит список, в котором каждому студенту присвоен номер. Так что выбирать место нельзя. Вещи нужно оставить у входа. После того, как все разместились, слово берет сотрудник, отвечающий за экзамен. Он громко и внятно рассказывает, что на стол нужно положить свой студенческий билет, а если у кого есть при себе мобильные телефоны, то их нужно выключить и положить под свой стул (!) вместе с бумажником. Всякого рода общение между экзаменуемыми запрещено, включая жесты. Первые 15 минут писать ничего нельзя, можно только читать вопросы, на которые нужно будет ответить. Затем нужно заполнить форму с личными данными и расписаться. Тот самый сотрудник позже пройдет вдоль рядов и соберет эти формы, сверяя подпись в форме с подписью в студенческом билете. Ну и затем уже можно приступать к ответам на вопросы экзамена.

Вот такие примерно впечатления остались у меня после первого семестра.

Hosted by uCoz